ВИЗУАЛИЗАЦИЯ ДАННЫХ И РЕЗУЛЬТАТОВ КАК МЕТОДИЧЕСКАЯ ОСНОВА ОБУЧЕНИЯ ПРИКЛАДНОЙ СТАТИСТИКЕ
https://doi.org/10.20538/1682-0363-2014-4-81-88
Аннотация
Традиционные методы преподавания информатики и статистики в медицинском вузе не удовлетворяют потребностям современной практической медицины и медицинской науки. Целью исследования является выявление причин данного несоответствия и указание способов его устранения. Аналогичное несоответствие было обнаружено ранее зарубежными исследователями, изучающими эффективность школьных программ по статистике. Вскрытые ими закономерности оказалось возможным распространить также на методику преподавания статистики в медицинском вузе. Для этого автор разработал тест учебных достижений, который был проведен среди студентов медико-биологического факультета СибГМУ. Фундаментальная проблема статистического образования состоит в том, что символы этой науки актуализируются лишь при обобщении опыта работы с данными. Эффективное решение этой проблемы обеспечивает онтосемиотический подход к разработке содержания курса.
В статье рассматриваются подходы к разрешению данного противоречия, опирающиеся на опыт преподавания статистики в зарубежных школах и на собственные разработки автора. В частности, делается вывод о необходимости пересмотра традиции использования профессиональных статистических пакетов в пользу программных средств учебного назначения. Для разработки содержания учебного курса предлагается шире применять исторический подход, конкретизацию которого представляет собой принцип «управляемого открытия».Об авторе
Р. Р. НуриахметовРоссия
Нуриахметов Рамиль Рафаильевич – старший преподаватель кафедры медицинской и биологической кибернетики
Список литературы
1. Сухачев Г.А., Нуриахметов Р.Р. Понятие «информация» как основание информационной компетентности учителя сельской школы // Вестник Томского гос. пед. ун-та. 2011. № 13. С. 127–130. URL: http://vestnik.tspu.ru/index.php? option=com_content&task=view&id=3486&Itemid=276 (дата об¬ращения: 30.01.2014).
2. Нуриахметов Р.Р. Использование межпредметных связей для раскрытия понятия «информация» в свете новой парадигмы преподавания информатики // Профессиональное образование в современном мире. 2013. № 1. С. 22–27. URL: http://nsau.edu.ru/file/12631/ (дата обращения: 30.01.2014).
3. Cobb G.W., Moore D.S. Mathematics, statistics, and teaching // The American Mathematical Monthly. 1997. 104. P. 801–824.
4. Tukey J.W. Exploratory data analysis. Reading, MA: Addison-Wesley. 1977.
5. Drijvers P. Learning algebra in a computer algebra environment: Design research on the understanding of the concept of parameter. Utrecht: CD Beta Press, 2003.
6. Biehler R. Software for learning and for doing statistics // International Statistical Review. 1997. 65. P. 167–189.
7. John Amos Comenius. The great didactic [Didactica Magna]. URL: http://core.roehampton.ac.uk/digital/froarc/comgre/ (accessed 30 January 2014).
8. Payne D.G., Wenger M.J. Cognitive Psychology. Houghton Mifflin College Division, 1998. P. 352
9. Meira L. Making sense of instructional devices: The emergence of transparancy in mathematical activity // J. for Research in Mathematics Education. 1998. 29. P. 121–142.
10. Степанова М.А. Проблема обучения и развития в трудах Л.С.Выготского и П.Я.Гальперина // Вопросы психологии. 2001. № 4. С. 91–100.
11. Щедровицкий Г.П. Об исходных принципах анализа проблемы обучения и развития в рамках теории деятельности. М., 1966. URL: http://www.fondgp.ru/gp/biblio/rus/32 (дата обращения: 27.01.2014).
12. Загвязинский В.И., Строкова Т.А. Педагогическая инноватика: проблемы стратегии и тактика: монография. Тюмень: Изд-во Тюм. гос. ун-та, 2011. 176 с.
13. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учеб. для вузов. Изд. 2-е, доп., испр. и перераб. М.: Изд. корпорация «Логос», 2000. 384 с.
14. Bakker A. Design research in statistics education. 2004. P. 324. URL: http://www.academia.edu/282985/ 6_Design_ Research_ In_ Statistics_Education (ac¬cessed 30 January 2014).
15. Нуриахметов Р.Р. Применение электронных таблиц для обучения основам статистики студентов естественных специальностей // Открытое и дистанционное образование. URL: http://journals.tsu.ru/ou/&journal_ page=ar¬chi¬ve&id=1007&article_id=7769 (дата обращения: 30.01.2014).
16. Нуриахметов Р.Р. Перспективные подходы к преподаванию статистики студентам нематематических специальностей // Вестн. Новосиб. гос. пед. ун-та. 2012. № 3. С. 57–64.
17. Godino J.D. Batanero C., Font V. An Integrative theoretical framework for mathematics education: The Onto-Semiotic Approach to mathematical knownoledge and instruction. Poster presentation. PME 33, Thessaloniki, July 2009. URL: http://www.ugr.es/~jgodino/eos/poster_osa_1July09.pdf (ac-cessed 30 January 2014).
18. Arteaga P., Batanero C., Contreras J.M., Cañadas G. Understanding Statistical Graphs: A Research Survey // Bolet´ın de Estad´ıstica e Investigaci´on Operativa. 2012. Vol. 28, № 3. Р. 261–277. URL: http://www.seio.es/BEIO/files/ BEIOVol28Num3_HE.pdf (accessed 30 January 2014).
19. Arteaga P., Batanero C., Contreras J.M., Cañadas G. Prospective primary school teachers’ errors in building statistical graphs // Paper presented at CERME 8, Antalya, Turkey. URL: http://cerme8.metu.edu.tr/wgpapers/WG5/WG5_Artea¬ga.pdf (accessed 30 January 2014).
20. Arteaga P., Batanero C. Relating graph semiotic complexity to graph comprehension in statistical graphs produced by prospective teachers // Paper presented at CERME 8, Rzeszow, Polonia, 2011. URL: http://www.cerme7.univ. rzeszow.pl/WG/5/CERME_Arteaga-Batanero.pdf (accessed 30 January 2014).
21. João Queiroza, Claus Emmechec and Charbel Niño. El-Hania Information and Semiosis in Living Systems: A Semiotic Approach. URL: http://www.library.utoronto.ca/see/SEED/ Vol5-1/Queiroz_Emmeche_El-Hani.htm (accessed 30 january 2014).
22. Пирс Ч.С. Что такое знак? // Вестн. Томского гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2009. № 3 (7). С. 88–95.
Рецензия
Для цитирования:
Нуриахметов Р.Р. ВИЗУАЛИЗАЦИЯ ДАННЫХ И РЕЗУЛЬТАТОВ КАК МЕТОДИЧЕСКАЯ ОСНОВА ОБУЧЕНИЯ ПРИКЛАДНОЙ СТАТИСТИКЕ. Бюллетень сибирской медицины. 2014;13(4):81-88. https://doi.org/10.20538/1682-0363-2014-4-81-88
For citation:
Nuriakhmetov R.R. VISUALIZATION OF DATA AND RESULTS AS А METHODOLOGICAL BASIS OF APPLIED STATISTICS TEACHING. Bulletin of Siberian Medicine. 2014;13(4):81-88. (In Russ.) https://doi.org/10.20538/1682-0363-2014-4-81-88