Preview

Бюллетень сибирской медицины

Расширенный поиск

Связь показателей когнитивного стиля «импульсивность/ рефлексивность» со степенью склонности к интернет-зависимому поведению у старшеклассников

https://doi.org/10.20538/1682-0363-2022-2-27-32

Аннотация

Цель – изучение связи характеристик когнитивного стиля «импульсивность/рефлексивность» с уровнем интернет-зависимости у старшеклассников.

Материалы и методы. Проведена диагностика 154 обучающихся общеобразовательных учреждений 16– 17 лет посредством теста Дж. Кагана для определения показателей когнитивного стиля «импульсивность/ рефлексивность» и теста «Шкала склонности к интернет-зависимому поведению» С. Чена. Использовался однофакторный дисперсионный анализ с последующими попарными апостериорными сравнениями критерием Тьюки.

Результаты. Установлено наличие обратной связи между уровнем интернет-зависимости и латентным временем принятия решения в ситуации множественного выбора и прямой связи между уровнем интернет-зависимости и количеством ошибок в тесте Дж. Кагана.

Заключение. Старшеклассники со склонностью к интернет-зависимости тяготеют к импульсивному типу по исследованному когнитивному стилю, без таковой склонности – к рефлексивному типу. В познавательной деятельности использование импульсивного когнитивного стиля в целом менее продуктивно, чем рефлексивного. Импульсивный когнитивный стиль обнаруживает черты сходства с так называемым клиповым мышлением, что позволяет рассматривать связь интернет-зависимости с этим явлением через призму когнитивно-стилевых особенностей.

 

Об авторах

П. Е. Григорьев
Никитский ботанический сад – Национальный научный центр Российской академии наук (НБС – ННЦ РАН); Гуманитарно-педагогический институт, Севастопольский государственный университет (СевГУ); Академический научно-исследовательский институт физических методов лечения, медицинской климатологии и реабилитации (АНИИ) им. И.М. Сеченова
Россия

Григорьев Павел Евгеньевич – доктор биологических наук, доцент, ведущий научный сотрудник, лаборатория фитореабилитации человека, НБС – ННЦ РАН; профессор, Гуманитарно-педагогический институт, СевГУ; ведущий научный сотрудник, научно-исследовательский отдел физиотерапии, медицинской климатологии и курортных факторов, АНИИ им. И.М. Сеченова

298648, Республика Крым, пгт Никита, Никитский спуск, 52,

299053, Республика Крым, г. Севастополь, ул. Университетская, 33,

298603, Республика Крым, г. Ялта, ул. Мухина, 10



А. С. Гальченко
Крымский республиканский институт постдипломного педагогического образования (КРИППО)
Россия

Гальченко Анна Сергеевна – ученый секретарь

295000, Республика Крым, г. Симферополь, ул. Ленина, 15



Л. В. Поскотинова
Федеральный исследовательский центр комплексного изучения Арктики им. акад. Н.П. Лаверова Уральского отделения Российской академии наук (ФИЦКИА УрО РАН)
Россия

Поскотинова Лилия Владимировна – доктор биологических наук, доцент, главный научный сотрудник, зав. лабораторией биоритмологии, Институт физиологии природных адаптаций

163069, г. Архангельск, наб. Северной Двины, 23



Список литературы

1. Ромашкина Г.Ф., Хузяхметов Р.Р. Риски интернет-зависимости: структура и особенности восприятия. Образование и наука. 2020;22(8):108–134. DOI: 10.17853/1994-5639-2020-8-108-134.

2. Khudhair A.S. Internet addiction. Scholars Journal of Medical Case Reports. 2020;8(4):505–507. DOI: 10.36347/sjmcr.2020.v08i04.025.

3. Korkeila J. Internetriippuvuus – milloin haitalliseen käyttöön pitää puuttua? Duodecim. 2012;128(7):741–748.

4. Cавкина Т.О., Слободская Е.Р. Интернет и психическое здоровье подростков. Бюллетень СО РАМН. 2010;30(6):29–34.

5. Güzel N., Kahveci I., Solak N., Cömert M., Turan F. Internet addiction and its impact on physical health. Turkish Medical Student Journal. 2018;5:32–36. DOI: 10.4274/tmsj.2018.05.03.0002.

6. Duong X.L., Liaw S.Y., Augustin J.L. How has internet addiction been tracked over the last decade? A literature review and 3C paradigm for future research. Int. J. Prev. Med. 2020;11:175. DOI: 10.4103/ijpvm.IJPVM_212_20.

7. Villella C. Behavioural addictions in adolescents and young adults: results from a prevalence study. Journal of Gambling Studies. 2011;27(2):203–214. DOI: 10.1007/s10899-010-9206-0.

8. Widyanto L., Griffiths M. ‘Internet Addiction’: A Critical Review. International Journal Mental Health Addict. 2006;4(1):31–51. DOI: 10.1007/s11469-006-9009-9.

9. Эверт Л.С., Терещенко С.Ю., Зайцева О.И., Семенова Н.Б., Шубина М.В. Интернет-зависимость у подростков Центральной Сибири: анализ распространенности и структура потребляемого контента. Бюллетень сибирской медицины. 2020;19(4):189–197. DOI: 10.20538/1682-0363-2020-4-189-197.

10. Петрова Е.И. Дети и компьютер. Философские проблемы информационных технологий и киберпространства. 2012;1(3):133–141.

11. Пендикова И.Г. Клиповое и концептуальное мышление как разные уровни процесса мышления. Омский научный вестник. Серия «Общество. История. Современность». 2016;1:53–56.

12. Березовская И.П. Проблема методологического обоснования концепта «клиповое мышление». Общество. Коммуникация. Образование. 2015;2(220):133–138. DOI: 10.5862/JHSS.220.15.

13. Холодная М.А. Психологический статус когнитивных стилей: предпочтения или «другие» способности? Психологический журнал. 1996;17(1):61–69.

14. Bleakley A., Park S., Romer D. Internet addiction. Treating and preventing adolescent mental health disorders: what we know and what we don’t know (2 ed.). 2017:585–598. DOI: 10.1093/med-psych/9780199928163.003.0028.

15. Шкуратова И.П. Когнитивный стиль и общение. Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 1994: 156.

16. Корнилова Т.В., Скотникова И.Г., Чудина Т.В., Шурина О.И. Когнитивный стиль и факторы принятия решения в ситуации неопределенности. Когнитивные стили; под ред. В.А. Колги. Тезисы научно-практического семинара. Tallin: ТПИ, 1986:99–103.

17. Witkin H.A., Goodenough D.R. Cognitive styles: essence and origins. Field dependence and field independence. Psychol. Issues. 1981;(51):1–141.

18. Баландина Л.Л. Особенности проявления когнитивного стиля «импульсивность–рефлексивность» и его взаимосвязь с интеллектом и личностными характеристиками дошкольников. Вестник ПГГПУ. Сер. № 1. Психологические и педагогические науки. 2015;1:55–65.

19. Либин А.В. Дифференциальная психология: На пересечении европейских, российских и американских традиций. М.: Смысл: Per Se, 2000:549.

20. Феофилатова К.Д. Диагностический инструментарий исследования когнитивных стилей. Вопросы студенческой науки. 2017;8(8):45–48.

21. Ginige P. Internet addiction disorder. May 24th 2017. URL: https://www.intechopen.com/books/child-and-adolescentmental-health/internet-addiction-disorder (дата обращения: 08.05.2021). DOI: 10.5772/66966.


Рецензия

Для цитирования:


Григорьев П.Е., Гальченко А.С., Поскотинова Л.В. Связь показателей когнитивного стиля «импульсивность/ рефлексивность» со степенью склонности к интернет-зависимому поведению у старшеклассников. Бюллетень сибирской медицины. 2022;21(2):27-32. https://doi.org/10.20538/1682-0363-2022-2-27-32

For citation:


Grigoriev E.P., Galchenko A.S., Poskotinova L.V. Relationship of parameters of the impulsivity – reflexivity cognitive style with propensity to Internet addiction in high school students. Bulletin of Siberian Medicine. 2022;21(2):27-32. https://doi.org/10.20538/1682-0363-2022-2-27-32

Просмотров: 557


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1682-0363 (Print)
ISSN 1819-3684 (Online)