ОСОБЕННОСТИ АЛЬФА-АКТИВНОСТИ ГОЛОВНОГО МОЗГА НА ФОНЕ МЕДИТАТИВНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА
https://doi.org/10.20538/1682-0363-2016-3-95-101
Аннотация
Цель исследования – выявление особенностей альфа-активности головного мозга на фоне медитативного психологического тренинга с учетом опыта и квалификации.
Материалы и методы. Обследовано 30 добровольцев 25–45 лет, 12 мужчин и 18 женщин. В зависимости от опыта медитативных практик участники были разделены на три группы: группа, не имеющая опыта медитации (новички), группа практикующих кундалини-йогу в общих классах (1–3 раза в неделю) – средний уровень, и группа профессионалов (учителей йоги, практикующих не менее трех лет и имеющих ежедневные практики). Все участники не страдали неврологическими и психическими заболеваниями, а также не имели зависимости от употребления алкоголя или наркотических средств и являлись относительно здоровыми. Было проведено исследование электрической активности головного мозга в состоянии покоя, во время и после медитативного психологического тренинга. Запись осуществлялась в лобных, центральных, затылочных и височных отведениях.
Результаты. Выявлен ряд изменений параметров электроэнцефалограммы (ЭЭГ) при применении медитативной техники, которые зависели от опыта и квалификации испытуемых. С освоением медитативной техники изменения альфа-активности происходят во всех областях головного мозга, тогда как у новичков преимущественно вовлекаются лобные области. Индекс альфа-ритма в состоянии покоя выше у групп, имеющих опыт медитативной практики. Изложенный материал позволяет рекомендовать психологический тренинг (медитативную технику кундалини-йоги) для снижения уровня утомления и коррекции психоэмоционального возбуждения.
Об авторе
А. С. ЯнинаРоссия
кафедра спортивных дисциплин Института социально-гуманитарных технологий
аспирантка
634050, г. Томск, пр. Ленина, 30
Список литературы
1. Barnes V.A., Kapuku G.K., Treiber F.A. Impact of transcendental meditation on left ventricular mass in african american adolescents // Evidence Based Complementary and Alternative Medicine. 2012: 923153. 2012 DOI 10.1155/2012/923153
2. Янина А.С., Капилевич Л.В. Влияние медитативной техники релаксации на ýлектрическую активность мозга и состояние гемодинамики в сонных артериях // Вестник Томского государственного университета. 2015. № 400. С. 305–308. DOI: 10.17223/15617793/400/49 Yanina A.S., Kapilevich L.V. Vliyanie meditativnoj tekhniki relaksatsii na ehlektricheskuyu aktivnost’ mozga i sostoyanie gemodinamiki v sonnykh arteriyakh [The influence of meditative relaxation techniques on brain electrical activity and hemodynamics in carotid arteries Approaches]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta – Tomsk State University Journal, 2015, no. 400, pp. 305–308. DOI 10.17223/15617793/ 400/49 (in Russian).
3. Емельянов Б.В., Никишин С.В. Медитация как особое состояние сознания и специфическое средство против спортивного стресса // Культура физическая и здоровье. 2011. № 11. С.45–48. Emel’yanov B.V., Nikishin S.V. Meditatsiya kak osoboe sostoyanie soznaniya i spetsificheskoe sredstvo protiv «sportivnogo stressa [Meditation as the special state of consciousness and specific means against sport]. Kul’tura fizicheskaya i zdorov’e – Scientific and methodical journal Physical culture and health Voronezh state pedagogical, 2011, no. 11, pp. 45–48 (in Russian).
4. Chiesa A., Calati R., Serretti D. Does mindfulness training improve cognitive abilities? A systematic review of neuropsychological findings. // Clinical Physiology Review. Funct. Imaging. 2011. April. V. 31, № 3. Р. 449–464. DOI 10.1016/j.cpr.2010.11.003
5. Янина А.С., Капилевич Л.В. Сравнительный анализ психологического тренинга на фоне умственных и физических нагрузок // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2016. № 1 (29). С. 50–59. DOI 10.15293/2226-3365. 1601.04 Yanina A.S., Kapilevich L.V. Sravnitel’nyj analiz psikhologicheskogo treninga na fone umstvennykh i fizicheskikh nagruzok [Comparative analysis of the efficiency of psychological training on intellectual and physiological activities]. Vestnik novosibirskogo gosudarstvennogo universiteta – Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin, 2016, no. 1, pp. 50–59. DOI 10.15293/2226- 3365.1601.04 (in Russian).
6. Янина А.С., Капилевич Л.В. Психологический тренинг как способ концентрации внимания на фоне физических нагрузок // Теория и практика физической культуры. 2016. № 4. С. 88–89. Yanina A.S., Kapilevich L.V. Psikhologicheskij trening kak sposob kontsentratsii vnimaniya na fone fizicheskikh nagruzok [Psychological training for concentration maintenance under physical loads]. Teoriya i praktika fizicheskoj kul’tury – Theory and Practice of Physical Culture. The Monthly Scientific Theoretical Journal, 2016, no. 4, pp. 88–89 (in Russian).
7. Дýвидсон Р., Лутц А., Рикар М. Мозг и медитация // В мире науки. 2015. № 1. С. 24–32. Dehvidson R., Lutts А., Rikar M. Mozg i meditatsiya [The brain and meditation]. V mire nauki – in the world of science, 2015, no. 1, pp. 24–32 (in Russian).
8. Кировой В.Н., Ермаков П.Н. Электроэнцефалограмма и функциональные состояния человека. Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. ун-та, 1998. 264 с. Kirovoj V.N., Ermakov P.N. Elektroehntsefalogramma i funktsional’nye sostoyaniya cheloveka [Electroencephalogram (EEG) and functional condition of the person]. Rostov-on-Don, Rost Publ.,1998. 264 р. (in Russian).
9. Hauswald. What it means to be Zen: Marked modulations of local and interareal synchronization during open monitoring // Neuroimage. 2015. March. V. 108, № 2. Р. 265–273. DOI 10.1016/j.neuroimage.2014. 12.065.
Рецензия
Для цитирования:
Янина А.С. ОСОБЕННОСТИ АЛЬФА-АКТИВНОСТИ ГОЛОВНОГО МОЗГА НА ФОНЕ МЕДИТАТИВНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА. Бюллетень сибирской медицины. 2016;15(3):95-101. https://doi.org/10.20538/1682-0363-2016-3-95-101
For citation:
Yanina A.S. FEATURES OF THE ALPHA ACTIVITY OF THE BRAIN ON THE BACKGROUND OF MEDITATIVEPSYCHOLOGICAL TRAINING. Bulletin of Siberian Medicine. 2016;15(3):95-101. (In Russ.) https://doi.org/10.20538/1682-0363-2016-3-95-101