ФОРМИРОВАНИЕ ПРИСПОСОБИТЕЛЬНЫХ РЕАКЦИЙ УЧАЩИХСЯ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ТИПА ПСИХОВЕГЕТАТИВНОЙ РЕГУЛЯЦИИ
https://doi.org/10.20538/1682-0363-2014-6-126-130
Аннотация
Целью проведенного среди учащихся в возрасте от 12 до 15 лет исследования явилось выявление интегративных критериев показателей, позволяющих оценить характер функциональных взаимосвязей между параметрами психосоциальной и физиологической адаптации учащихся в зависимости от возрастных, индивидуально-типологических особенностей вегетативной регуляции, личностного потенциала на различных этапах обучения школьников.
Изучение особенностей вегетативной регуляции сердечно-сосудистой системы проводилось по показателям автоматизированной кардиоритмографической программы. Исследование психофизиологических показателей осуществлялось при помощи автоматизированного комплекса, также было произведено измерение скорости простой зрительно-моторной реакции, реакции на движущийся объект, уровня функциональной подвижности нервных процессов и работоспособности головного мозга. Особенности психосоциальной адаптации анализировались при помощи восьмицветового теста Люшера.
Все обследуемые лица на основании статистических характеристик сердечного ритма были разделены на три группы по тону исходного вегетативного тонуса: «ваготоников» (с преобладанием парасимпатической готовности), «симпатотоников» (с доминированием симпатолитических воздействий), «эйтоников» (сбалансированный тип вегетативной нервной системы).
На основании исследования психодинамических, нейродинамических и вегетативных функций показано, что учащиеся с исходным ваготоническим тонусом характеризуются высоким уровнем ситуативной и личностной тревожности, низкой психосоциальной адаптацией, снижением активности нейродинамических функций и психодинамических процессов в динамике обучения, тогда как у лиц с доминированием симпатотонического типа регуляции отмечается высокий уровень нейродинамических процессов, психосоциальной адаптации на фоне выраженного напряжения механизмов вегетативной регуляции эйтонических.
Школьники с исходным вегетативным тонусом демонстрируют достаточный уровень психосоциальной адаптации, активности психодинамических и нейромоторных процессов, сопровождающихся сохранением функциональных возможностей организма, судя по параметрам миокардиально-гемодинамического гомеостаза.
Список литературы
1. Школьник Т.К., Лущекина Е.А., Стрелец В.Б. Индивидуальные особенности предъявления стрессорной реакции у подростков в условиях хронического семейного стресса // Журнал высшей нервной деятельности. 2012. Т. 62, № 4. С. 416.
2. Казначеев В.П. Современные методы адаптации. Новосибирск: Наука, 1982. 190 с.
3. Захарьева Н.Н. Индивидуально-типологические особенности адаптационных изменений к физическим нагрузкам у юных спортсменов в скоростно-силовых видах легкой атлетики // Теория и практика физической культуры. 2010. № 2. С. 25.
4. Баевский Р.М., Кириллов О.И., Клецкин С.З. Математический анализ изменений сердечного ритма при стрессе. М.: Наука, 1984. 220 с.
5. Игишева Л.Н., Галеев А.Р. Оценка функционального состояния организма с помощью программно-технического комплекса ORTOEXPERT. Кемерово, 2003. 36 с.
6. Литвинова Н.А. Роль психофизиологических показателей в механизме адаптации к умственной деятельности. Кемерово, 2012. 168 с.
7. Казин Э.М., Блинова Н.Г., Литвинова Н.А. Основы индивидуального здоровья человека: Введение в общую и прикладную валеологию: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. 192 с.
8. Собчик Л.Н. МЦВ – метод цветовых выборов. Модифицированный восьмицветовой тест Люшера: Практическое руководство. СПб.: Речь, 2001. 112 с.
Рецензия
Для цитирования:
Казин Э... ФОРМИРОВАНИЕ ПРИСПОСОБИТЕЛЬНЫХ РЕАКЦИЙ УЧАЩИХСЯ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ТИПА ПСИХОВЕГЕТАТИВНОЙ РЕГУЛЯЦИИ. Бюллетень сибирской медицины. 2014;13(6):126-130. https://doi.org/10.20538/1682-0363-2014-6-126-130
For citation:
Kazin E.M. THE FORMATION OF ENTS ADAPTIVE REACTIONS DEPENDING ON THE TYPE OF PSYCHO-VEGETATIVE REGULATION. Bulletin of Siberian Medicine. 2014;13(6):126-130. (In Russ.) https://doi.org/10.20538/1682-0363-2014-6-126-130