ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
Цель исследования: определение синдрома избыточного бактериального роста (СИБР) в тонкой кишке у пациентов с недостаточностью баугиниевой заслонки (НБЗ) и после ее хирургической коррекции.
Материал и методы. Пациенты исследуемых групп обследовались с помощью прямых и косвенных методов диагностики СИБР. Проводилось бактериологическое исследование аспирата подвздошной кишки и другого операционного материала. Всем пациентам проводился водородный дыхательный тест с нагрузкой лактулозой и выполнялась качественная реакция мочи на индикан. Обследовано 50 пациентов, из них 30 больных, которым произведена хирургическая коррекция НБЗ – баугинопластика, включены в основную группу; 20 пациентов, у которых илеоцекальный клапан состоятелен, были включены в группу контроля. Пациенты основной группы обследовались до операции и на 7-е и 45-е сут после баугинопластики.
Результаты. У всех пациентов основной группы определен СИБР различной степени тяжести, в 80% случаев СИБР локализовался в дистальных отделах тонкой кишки. Пациенты с нормальной функцией илеоцекального клапана синдромом избыточного бактериального роста не страдали. Интраоперационно у 76% больных выявлены признаки мезаденита брыжейки тонкой кишки, также подтвержден факт бактериальной транслокации при СИБР. Через 7 сут после хирургической коррекции баугиниевой заслонки нормализация пиковой и фоновой экскреции водорода отмечалась у 37% пациентов. На 45-е сут у всех пациентов водородная кривая соответствовала норме.
Выводы. Недостаточность баугиниевой заслонки облигатно сопровождается синдромом избыточного бактериального роста в тонкой кишке, хирургическая коррекция является эффективным методом лечения синдрома избыточного бактериального роста у пациентов с НБЗ.
Материал и методы. Оперировано 108 больных со сформированными панкреатическими кистами.
В зависимости от вида выполненного оперативного вмешательства пациенты были разделены на три группы: I – наружное дренирование (44 пациента (40,7%)), II – внутреннее дренирование (33 (30,6%) больных), III – резекционные операции (31 больной (28,7%)). Изучены непосредственные (послеоперационные осложнения, летальность) и отдаленные (частота рецидивов, развития сахарного диабета, панкреатической недостаточности, качество жизни, летальность в отдаленном периоде) результаты хирургического лечения. Статистическая обработка результатов проведена с использованием программы IBMSPSS 20.0.
Результаты. У пациентов I группы производилась марсупиализация кисты лапаротомным доступом. После операции отмечено 18 осложнений (40,9%), 9 летальных случаев (20,5%). Во II группе преимущественно выполнялись анастомозы кист с тонким кишечником – 21 (63,6%). После операций было 7 осложнений (21,2%), 1 летальный исход (3,0%). У пациентов III группы в 16 случаях (51,6%) были выполнены дистальные резекции. Для лечения кист головки поджелудочной железы применялись дуоденумсохраняющие резекции – 12 (38,7%). При этом для профилактики стеноза анастомозов нами предложено никелидтитановое стентирование и предоперационное ретроградное стентирование общего желчного протока для предупреждения его повреждения. После операций отмечено 10 осложнений (32,3%), летальных исходов не было. Отдаленные результаты прослежены у 47 (43,5%) пациентов. Процент рецидивов заболевания и отдаленная летальность оказались выше в группе пациентов, перенесших внутреннее дренирование кист. Качество жизни, уровень психического и физического здоровья по опроснику SF-36 были лучше в группе пациентов с резекционными методами лечения.
Заключение. Лучшие непосредственные и отдаленные результаты отмечены после резекционных операций, что позволяет рекомендовать их для лечения пациентов с панкреатическими кистами как наиболее оптимальный и радикальный метод. Внедрение дуоденумсохраняющих операций при локализации кист в головке поджелудочной железы способствует улучшению качества жизни пациентов.
Научно-исследовательский институт комплексных проблем сердечно-сосудистых заболеваний Сибирского отделения РАН, Кемерово; Новокузнецкий государственный институт усовершенствования врачей, Новокузнецк
Цель исследования – изучить частоты генотипов и аллелей I/D полиморфизма гена ADRA2B в популяции коренных жителей Горной Шории (шорцев), а также их ассоциацию с факторами риска сердечно-сосудистых заболеваний.
Материал и методы. Проведено клинико-эпидемиологическое исследование коренного населения труднодоступных районов Горной Шории. Сплошным методом обследован 221 человек, выборка состояла из взрослого населения (лица в возрасте 18 лет и старше). Средний возраст обследуемых составил (51,07 ± 1,46) лет у мужчин, (52,93 ± 0,96) лет у женщин (p = 0,286). Изучены антропометрические данные, показатели липидного спектра крови, I/D полиморфизм гена ADRA2B.
Результаты. Генотип DD гена ADRA2B в популяции шорцев ассоциируется с ожирением и повышенным индексом «талия/бедро», гипертриглицеридемией. Средние значения индекса Кетле выше у носителей данного генотипа по сравнению с носителями генотипа ID. У гомозигот по инсерции средние показатели окружности талии оказались меньше, чем у гомозигот по делеции и у гетерозигот. Средние уровни триглицеридов, индекса атерогенности, холестерина липопротеинов очень низкой плотности были выше у лиц с генотипом DD.
Заключение. В популяции шорцев маркером генетической предрасположенности к ожирению, нарушению распределения жировой ткани и гипертриглицеридемии является аллель D гена а2В-адренорецептора.
Цель исследования – определить апостериорную вероятность неблагоприятных сердечно-сосудистых событий (ССС) после планового чрескожного коронарного вмешательства у больных ишемической болезнью сердца (ИБС), сочетающейся с сахарным диабетом 2-го типа (СД-2), при высоком уровне липопротеин-ассоциированной фосфолипазы А2(Лп-ФЛА2) в сыворотке крови, а также оптимальное значение точки разделения для этого предиктора, превышение которого позволяет точно идентифицировать высокий риск ССС.
Материал и методы. В 12-месячное когортное обсервационное исследование были включены 60 пациентов (78% мужчин и 22% женщин) с ИБС, ассоциированной с СД-2. Возраст больных варьировал 48 до 78 лет. У всех пациентов установлены клинические и ангиографические показания к проведению планового чрескожного коронарного вмешательства. В начале исследования наряду с традиционными методами диагностики, принятыми в специализированной кардиологической клинике, был проведен анализ состояния углеводного и липидного обмена, а также провоспалительного статуса, в том числе оценка уровня Лп-ФЛА2 в сыворотке крови иммуноферментным методом. В конце исследования давали оценку отдаленным результатам лечения. Учитывались следующие конечные точки: смерть от ССС, нефатальный инфаркт миокарда, нефатальное острое нарушение мозгового кровообращения, коронарная реваскуляризация (хирургическая, эндоваскулярная) в связи с рестенозированием первично имплантированного стента или стенозированием нативных коронарных артерий, рецидивы стенокардии.
Результаты. Установлена связь неблагоприятных ССС после планового чрескожного коронарного вмешательства у больных ИБС, ассоциированной с СД-2, с высоким уровнем Лп-ФЛА2 в сыворотке крови. Варьирование порога решающего правила на характеристической кривой позволило принять за точку разделения значение концентрации Лп-ФЛА2, составляющее 983 нг/мл. Точность бинарной классификации (определение апостериорной вероятности неблагоприятных ССС) при принятии такой точки разделения характеризовалась чувствительностью 80% и специфичностью 100%.
Заключение. Повышение уровня Лп-ФЛА2 в сыворотке крови можно рассматривать в качестве предиктора неблагоприятных ССС после планового чрескожного коронарного вмешательства у больных ИБС, ассоциированной с СД-2.
Изучены эффекты раствора наночастиц серебра (линейный размер частиц 10–20 нм) при интраперитонеальном введении интактным животным и моделировании экспериментального перитонита.
В качестве маркеров оценки эффектов раствора наночастиц серебра использовали реакции компонентов протеиназ-ингибиторных систем в сыворотке крови и перитонеальном секрете. Установлено, что интраперитонеальное введение раствора наночастиц серебра интактным крысам-самцам линии Wistar приводит к минимальной активизации компонентов протеиназ-ингибиторной системы в сыворотке крови и перитонеальном секрете. Моделирование воспалительного процесса в брюшной полости внутрибрюшинным введением 10%-й фильтрованной каловой взвеси крыс на фоне введения раствора наночастиц серебра сопровождается снижением степени активации протеиназ и сохранением ингибиторного потенциала как на системном, так и на локальном уровне, что может свидетельствовать о наличии противовоспалительных эффектов наносеребра.
Цель исследования – оценить влияние экстрактов лекарственных растений, примененных на фоне пищевых рационов с различным содержанием жиров, на метаболические процессы при модели сахарного диабета и инсулинорезистентности.
Материал и методы. Эксперименты проведены на 90 аутбредных белых крысах-самцах. Сахарный диабет (СД) моделировали двукратным внутрибрюшинным введением стрептозотоцина (в дозе 30 мг/кг массы тела). Для формирования инсулинорезистентности крысы получали диету с содержанием жиров 30%. На этом фоне животным вводили ежедневно в желудок в течение 10 дней экстракты листьев крапивы (100 мг/кг), лопуха (25 мг/кг) или внутрибрюшинно препарат инсулина актрапид НМ пенфилл (3 мг/кг). В течение срока введения препаратов половина животных продолжала получать диету с высоким содержанием жиров, остальные животные получали пищевой рацион с содержанием жиров 8%. Третью группу крыс кормили пищей с низким содержанием жиров без введения препаратов. В крови измеряли уровень глюкозы, гликированного гемоглобина, креатинина, мочевины, мочевой кислоты, в гомогенатах печени – содержание гликогена, белка, активность аминотрансфераз и глюкозо-6-фосфатазы, в гомогенатах скелетных мышц – количество гликогена и белка.
Результаты. После введения стрептозотоцина и кормления животных пищей с содержанием жиров 30% уровень глюкозы в крови становился в 4,0–5,3 раза больше, чем у интактных животных, возрастали гликозилирование гемоглобина, содержание креатинина, мочевины и мочевой кислоты, в гомогенатах печени и скелетных мышц накапливался гликоген, снижалось количество белка, в гомогенатах печени активировались аминотрансферазы и глюкозо-6-фосфатаза. Кормление животных c моделью СД пищей с количеством жиров 8% сопровождалось ослаблением гипергликемии, уменьшением ретенции креатинина в крови, количества гликогена в печени и восстановлением ее белковых ресурсов. Экстракты крапивы и лопуха при введении животным, получавшим пищевой рацион с содержанием жиров 30%, уменьшали гликемию, концентрацию гликированного гемоглобина и креатинина в крови, активность глюкозо-6-фосфатазы в печени, увеличивали количество белка в скелетных мышцах. Экстракт крапивы также препятствовал гиперурикемии и развитию белкового дефицита в печени, экстракт лопуха способствовал росту печеночной фракции гликогена. На фоне низкокалорийной диеты экстракт крапивы вызывал регресс показателей гипергликемии и изменял в сторону нормы количество гликогена в печени и скелетных мышцах, экстракт лопуха уменьшал гликозилирование гемоглобина, оба растительных экстракта снижали уровень креатинина в крови и увеличивали содержание белка в скелетных мышцах. Независимо от пищевого рациона экстракт крапивы повышал чувствительность к инсулину через 60 и 120 мин после инъекции препарата этого гормона, экстракт лопуха – через 120 мин.
Заключение. Экстракты крапивы и лопуха оказывают при модели СД и инсулинорезистентности сахароснижающие действие, препятствуют гликозилированию гемоглобина, улучшают экскрецию креатинина, восстанавливают чувствительность скелетных мышц к действию инсулина.
ОБЗОРЫ И ЛЕКЦИИ
В настоящем литературном обзоре представлен современный взгляд на этиопатогенез тромбоза центральной вены сетчатки и ее ветвей. Установлено, что предикторами развития заболевания являются патология системы гемостаза, в том числе бессимптомные генные мутации факторов свертывания и рецепторов тромбоцитов, хронические вирусные инфекции, ревматологические и онкозаболевания, артериальная гипертензия, нарушения обмена веществ, курение, гиподинамия, воспалительные заболеваниях сетчатки и зрительного нерва, врожденные и приобретенные аномалии ретинальных сосудов, глаукома.
В статье акцентировано внимание на причинах формирования тромба: повреждении сосудистой стенки, замедлении скорости кровотока в сосуде, гиперкоагуляции и гипофибринолизе. Проводится анализ наиболее известных теорий патогенеза окклюзий ретинальных вен – механической и теории коагулопатий, подробно рассматриваются их аргументы и контраргументы. Кроме того, подчеркнута необходимость мультидисциплинарного подхода к ведению пациентов с обтурацией вен сетчатки для улучшения клинико-функциональных результатов лечения и предотвращения случаев ретромбоза.
ЮБИЛЕИ
ISSN 1819-3684 (Online)