РАЗРАБОТКА ИНФОРМАЦИОННОЙ МОДЕЛИ КЛИНИЧЕСКИХ СЦЕНАРИЕВ НА БАЗЕ ОБУЧАЮЩЕГО СИМУЛЯЦИОННОГО ЦЕНТРА
https://doi.org/10.20538/1682-0363-2014-4-118-122
Аннотация
Важной проблемой подготовки врачей является низкий уровень владения практическими навыками у студентов. Нередко, даже при отличном знании теории, выпускники высших медицинских заведений вынуждены обучаться, работая непосредственно с пациентами. Естественно, такой метод обучения сопряжен с риском для пациентов, а также занимает довольно много времени. Радикальное изменение ситуации возможно с внедрением симуляционных технологий в медицинское образование. Обучение при помощи виртуальных тренажеров позволяет значительно сократить время освоения практических навыков, а также повысить качество подготовки специалистов. Таким образом, целью данной работы являетсяразработка информационной модели и создание клинических сценариев неотложных состояний на базе многопрофильного обучающего симуляционного центра.
Задачи:
– проанализировать процесс проведения клинического сценария;
– совместно с экспертами – реаниматологами и неонатологами – сформировать структуру сценариев по неотложным состояниям (анафилактический шок, гиповолемический шок, обструктивный шок и т.д.).
Разрабатываемые сценарии включают разделы: основная проблема, изучаемые навыки, необходимые манекены, подготовка манекена для проведения симуляции, подготовка кабинета для проведения симуляции, расходные материалы, описание сценария, информация для обучаемого, последовательность действий для оператора.
При анализе процесса проведения сценария были определены основные участники (оператор, инструктор, лаборант, курсанты). При спецификации были выделены основные этапы проведения сценария, на их основе спроектирована диаграмма вариантов проведения сценария.
В качестве примера в статье приводится часть сценария «Обструктивный шок – тромбоэмболия легочной артерии». Изучаемые навыки в процессе обучения: когнитивные, технические, социальные.
Представлен анализ процесса проведения клинического сценария, разработана информационная модель на основе метода объектно-ориентированной декомпозиции, представляющая собой диаграмму вариантов использования, сформирована структура сценариев по неотложным состояниям: анафилактический шок, гиповолемический шок, обструктивный шок (тромбоэмболия легочной артерии, напряженный пневмоторакс), отек легких, гипертонический криз, респираторный дистресс-синдром новорожденного, синдром аспирации меконием.Ключевые слова
Об авторах
И. В. ТолмачевРоссия
Толмачёв Иван Владиславович – кандидат медицинских наук, доцент кафедры медицинской и биологической кибернетики
Е. Г. Рипп
Россия
Рипп Евгений Германович
С. В. Тропин
Россия
Тропин Сергей Владимирович,
Е. В. Карпушкина
Россия
Карпушкина Евгения Викторовна
А. С. Цверова
Россия
Цверова Анастасия Сергеевна
Список литературы
1. Созинов А.С., Булатов С.А. Виртуальный больной – взгляд в будущее или игрушка для интеллектуалов? // Виртуальные технологии в медицине. 2010. № 1 (3). С. 19–24.
2. Кубышкин В.А. Виртуальные технологии в медицине // Науч.-практ. журн. 2009. № 1 (1). С. 3–9.
3. Симуляционное обучение в медицине. URL: http://www.virtumed.ru/file/virtumed-catalog.pdf
4. Толмачев И.В., Рипп Е.Г., Тропин С.В., Карпушкина Е.В., Цверова А.С. «Анафилактический шок» – разработка и реализация клинических сценариев в искусственно созданной среде // Биотехносфера. 2013. № 1. С. 55–58.
Рецензия
Для цитирования:
Толмачев И.В., Рипп Е.Г., Тропин С.В., Карпушкина Е.В., Цверова А.С. РАЗРАБОТКА ИНФОРМАЦИОННОЙ МОДЕЛИ КЛИНИЧЕСКИХ СЦЕНАРИЕВ НА БАЗЕ ОБУЧАЮЩЕГО СИМУЛЯЦИОННОГО ЦЕНТРА. Бюллетень сибирской медицины. 2014;13(4):118-122. https://doi.org/10.20538/1682-0363-2014-4-118-122
For citation:
Tolmachyov I.V., Ripp Ye.G., Tropin S.V., Karpushkina Ye.V., Tsverova A.S. DEVELOPMENT OF CLINICAL SCENARIO’S INFORMATION MODEL IN THE MEDICAL SIMULATION CENTER. Bulletin of Siberian Medicine. 2014;13(4):118-122. (In Russ.) https://doi.org/10.20538/1682-0363-2014-4-118-122