МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В МЕДИЦИНЕ
Цель исследования – провести анализ осложнений и изучить исходы беременности у женщин
с компенсированным гестационным сахарным диабетом (ГСД).
Изучены исходы и осложнения беременности у 50 беременных женщин с гестационным сахарным диабетом, влияние ГСД на плод. Средний возраст беременных составил (33,7 ± 5,7) года. При компенсированном ГСД частота развития гестоза и фетоплацентарной недостаточности составила 84%, многоводия – 36%, фетопатии плода – 48%. Роды в срок произошли в 96% случаев, частота пороков плода соответствовала общепопуляционным показателям.
Установлено, что гестационный сахарный диабет влияет на развитие гестозов и фетоплацентарной недостаточности, даже при достижении компенсации углеводного обмена с момента его диагностики.
Цель исследования. На основании данных Регистра новых случаев госпитальной тромбоэмболии легочной артерии (ТЭЛА) в стационарах г. Томска (2003–2012 гг.), изучить вклад ожирения в развитие тромбоэмболии.
Материал и методы. Исследованию были подвергнуты истории болезни и протоколы вскрытий пациентов, лечившихся в стационарах г. Томска в 2003–2012 гг., у которых при патологоанатомическом и (или) инструментальном исследовании выявлена ТЭЛА. Степень ожирения оценивали согласно критериям ВОЗ (1997). Статистическая обработка полученных результатов проводилась с помощью пакета прикладных программ Statistica 8.0 for Windows. Для проверки нормальности распределения количественных признаков использовали критерий Шапиро–Уилка и критерий Колмогорова–Смирнова с поправкой Лиллиефорса. Проверку равенства генеральных дисперсий осуществляли с помощью критериев Фишера и Кохрэна. Статистически значимым считали уровень p < 0,05.
Результаты и обсуждение. В среднеурбанизированном городе Западной Сибири, Томске, создан Регистр госпитальной тромбоэмболии легочной артерии (2003–2012 гг.). В Регистр были включены 720 пациентов, у которых прижизненно и (или) посмертно выявлена ТЭЛА. Проанализированы данные историй болезни и протоколов патологоанатомического вскрытия. Выявились статистически значимые различия в отношении индекса массы тела (р = 0,033) и наличия ожирения (р = 0,002) у пациентов с ТЭЛА, занимающих терапевтические и хирургические койки. Как среди терапевтических, так и среди хирургических пациентов с тромбоэмболией значимо чаще ожирение встречалось у женщин по сравнению с мужчинами (р = 0,050 и р = 0,041 соответственно).Согласно полученным данным, ожирение 1-й или 2-й степени самостоятельно (при изолированном присутствии у пациента) существенно не повышало шансы развития массивной тромбоэмболии. Однако ожирение 3-й степени увеличивало шансы развития массивной ТЭЛА более чем в 2,7 раза (ОШ = 2,708; ДИ: 1,461–5,020).
Цель исследования – изучить показатели липидных параметров у женщин в менопаузе с компенсированным гипотиреозом в исходе аутоиммунного тиреоидита.
Обследовано 45 женщин с гипотиреозом. Средний возраст составил (57,4 ± 7,7) года, длительность заболевания – (8,0 ± 6,4) года, длительность постменопаузы – (6,4 ± 3,5) года. Средняя доза L-тироксина (эутирокса) – (84,3 ± 28,5) мкг/сут. Группа контроля – 85 женщин в возрасте (58,4 ± 5,4) года без патологии щитовидной железы, а также других хронических заболеваний, которые могли бы оказать влияние на липидный обмен.
Основная и контрольная группа были сопоставимы по возрасту. Средний индекс массы тела в основной группе выше, чем в контрольной: (31,6 ± 3,4) и (28,7 ± 4,6) кг/м2 соответственно, р = 0,001. Получены статистически значимые различия по уровню тиреотропного гормона в основной и контрольной группах: 2,15 и 1,22 мЕд/л, р = 0,001. При достижении эутиреоза на фоне проведения заместительной гормональной терапии тиреоидными гормонами не достигнуты целевые показатели общего холестерина (ОХС), холестерина липопротеинов низкой плотности (ХС ЛПНП): 5,81 ± 1,14, 3,67 ± 1,06 соответственно.
Получены более низкие значения холестерина липопротеинов высокой плотности (ХС ЛПВП) у женщин с медикаментозным эутиреозом по сравнению с контрольной группой. Не выявлено различий в значениях холестерина не-липопротеинов высокой плотности (ХС не-ЛПВП) в изучаемых группах. У женщин в менопаузе с компенсированным гипотиреозом определена отрицательная корреляционная связь антител к тиреопероксидазе с ХС ЛПВП. Средние уровни ОХС, ХС не-ЛПВП, ХС ЛПНП крови в исследуемых группах превышают оптимальные, рекомендованные Всероссийским научным обществом кардиологов.
Цель исследования – оценить ассоциации витамина D с состоянием углеводного обмена и антропометрическим статусом у постменопаузальных женщин г. Новосибирска.
У 60 женщин были проанализированы корреляционные отношения параметров углеводного обмена и массы тела с уровнями гидроксивитамина витамина D [25(OH)D] с помощью критерия Спирмена. Корреляции 25(OH)D (p < 0,05) с окружностью талии (r = 0,51–0,64), гликемией и гликированным гемоглобином (r = 0,55–0,56), С-пептидом (r = 0,53), стажем артериальной гипертензии (r = –0,69) и cахарного диабета (r = –0,41) различались в зависимости от состояния углеводного обмена.
Недостаточная обеспеченность витамином D через ассоциации с абдоминальным жироотложением, секрецией инсулина и стажем артериальной гипертензии способствует формированию сахарного диабета 2-го типа у постменопаузальных женщин г. Новосибирска.
Цель исследования – выявить факторы, ассоциированные с развитием вторичного гиперпаратиреоза у больных сахарным диабетом 1-го типа (СД-1) с диабетической нефропатией.
Материал и методы. В эндокринологическом отделении Областной клинической больницы г. Иркутска обследован 101 мужчина, больной СД-1 с диабетической нефропатией, проходивший стационарное лечение. Для изучения фосфорно-кальциевого обмена у больных СД-1 исследовались следующие показатели в плазме крови: уровни интактного паратиреоидного гормона, общего кальция, ионизированного кальция, сывороточного фосфора.
Результаты. Проведенное исследование показало, что у больных СД-1 с диабетической нефропатией факторами, ассоциированными с развитием вторичного гиперпаратиреоза, являются возраст старше 30 лет, длительность сахарного диабета более 15 лет, снижение скорости клубочковой фильтрации менее 70 мл/мин на 1,73 м2 и развитие анемии. Фактором, ассоциированным со снижением развития вторичного гиперпаратиреоза, является уровень гликированного гемоглобина более 8%.
Заключение. Таким образом, больные СД-1 с диабетической нефропатией представляют группу повышенного риска развития нарушений фосфорно-кальциевого обмена. Анализ факторов, ассоциированных с возникновением вторичного гиперпаратиреоза при диабетической нефропатии, позволил выделить группу высокого риска развития данной патологии.
ИННОВАЦИОННЫЕ МЕДИЦИНСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Цель исследования – оценить эффективность и безопасность применения росинсулина у пациентов с сахарным диабетом 2-го типа (СД-2), не достигших компенсации углеводного обмена в результате проводимой терапии пероральными сахароснижающими препаратами, в повседневной клинической практике.
В исследование включены 28 пациентов с СД-2 (4 мужчины и 24 женщины), получающие комбинацию препаратов метформина и сульфонилмочевины в максимальных дозах. Показатели гликозилированного гемоглобина (HbA1c) от 8 до 14%, медиана HbA1c составила 11 (10; 13)%, возраст больных – 65 (57; 72) лет, индекс массы тела – 33 (30; 35) кг/м2, окружность талии – 105 (99; 111) см, длительность СД-2 – 7 (2; 11) лет. Введение росинсулина С в картриджах проводилось шприц-ручками «Автопен». На старте исследования и через 3 и 6 мес определяли уровень HbA1c, гликемии натощак.
Через 6 мес медиана НbА1с снизилась на 3% (р = 0,001), уровень гликемии натощак на 5 ммоль/л (р = 0,001). Назначенная доза росинсулина С составила 23 (20; 29) Ед/сут, через 24 нед терапии – 27 (24; 33) Ед/сут. Тяжелых гипогликемических реакций, прибавки массы тела и других побочных эффектов на фоне интенсификации терапии росинсулином не отмечено.
Росинсулин С эффективен и безопасен, может быть рекомендован в лечении больных СД-2, не достигших компенсации углеводного обмена в результате проводимой терапии пероральными сахароснижающими препаратами. Режим инъекций инсулина средней продолжительности действия 1–2 раза в сутки в дополнение к использованию сахароснижающих препаратов для пациентов с сахарным диабетом просто и надежно реализовать в качестве первого этапа введения инсулина.
ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
Щитовидная железа (ЩЖ) является важным эндокринным органом, оказывающим значимое воздействие как в перинатальном периоде, так и на протяжении всей жизни человека, участвуя в регуляции метаболизма. Наиболее частый вариант тиреоидной дисфункции – гипотиреоз, который влечет за собой нарушения в работе различных органов и систем, включая психоэмоциональную сферу. Это может усугублять течение сопутствующих заболеваний, в частности – онкологических процессов.
Среди опухолей головы и шеи первое место по частоте встречаемости занимает рак гортани. Несмотря на доступность данной локализации для визуализирующих методов диагностики, более 50% случаев выявляются на III и IV стадиях, что влечет за собой необходимость проведения расширенных калечащих операций, которые приводят к нарушению или потере важнейших функций: дыхательной, глотательной, речевой, вызывая длительную или стойкую нетрудоспособность. Это делает рак гортани значимой медико-социальной и экономической проблемой.
Одним из ведущих методов лечения рака гортани является дистанционная гамма-терапия на область шеи. При этом в зону облучения неизбежно попадает ЩЖ, которая может принимать на себя более 50% суммарной очаговой дозы. Наиболее частым исходом постлучевого воспаления является фиброз тиреоидной ткани вследствие поражения сосудистого русла и гибели тиреоцитов с развитием гипофункции ЩЖ, что влечет за собой усугубление стрессового состояния, вызванного онкологическим процессом и агрессивной противоопухолевой терапией, неблагоприятно влияет на течение постоперационного периода.
Несмотря на то что диагностика гипофункции ЩЖ достаточно проста, а заместительная терапия L-тироксином доступна, многие врачи не проводят определение тиреоидного статуса у онкологических пациентов, либо включают в обследование не весь спектр необходимых показателей.
Таким образом, чрезвычайно актуален вопрос своевременного выявления гипотиреоза при лечении рака гортани, что позволит в ранние сроки назначить адекватное лечение и снизить частоту осложнений.
ГУМАНИТАРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ БИОЛОГИИ И МЕДИЦИНЫ
Цель исследования – определить наиболее информативное значение окружности талии (ОТ) для идентификации компонентов метаболического синдрома и сахарного диабета по данным эпидемиологического исследования в крупном промышленном центре Западной Сибири.
В период с 2003 по 2005 г. в рамках популяционного скрининга обследовано 9362 человека, в том числе 4268 мужчин (45,6%) и 5094 женщин (54,4%). Отклик составил 61% от расчетного числа приглашенных. Протокол исследования включал оценку социально-демографических данных, измерение артериального давления (АД), антропометрию (рост, вес, ОТ), определение биохимических показателей. Статистическая обработка полученных результатов проведена с помощью пакета SPSS (V. 13.0). Для определения отрезных точек ОТ использована ROC-модель.
В подгруппе, имеющей более 2 компонентов метаболического синдрома (МС), отрезная точка ОТ у мужчин составила 93,3 см (чувствительность 72%, специфичность 83%), у женщин – 90,2 см (чувствительность 72%, специфичность 62%). При идентификации АД 130/85 мм рт. ст. отмечается наименьшее значение отрезной точки ОТ – 90 см (чувствительность 66,8%, специфичность 58,1%) у мужчин, 86,5 см (чувствительность 71,0%, специфичность 55,7%) у женщин. При идентификации лиц с сахарным диабетом (СД) определено наибольшее значение отрезной точки ОТ – 99,0 см (чувствительность 61,0%, специфичность 70,2%) у мужчин и 95,1 см (чувствительность 64,1%, специфичность 65,9%) у женщин.
В сибирской популяции 45–69 лет для идентификации лиц с наличием более 2 компонентов МС пороговое значение ОТ составило 93,3 см для мужчин и 90,2 см для женщин. Из всех анализируемых компонентов МС наименьшее пороговое значение ОТ определено для распознавания АДболее 130/85 мм рт. ст. как у мужчин, так и у женщин, и составляет 90 см и 86,5 см соответственно. Отрезная точка ОТ для идентификации СД имеет наибольшее значение: 99,0 см у мужчин и 95,1 см у женщин.
ISSN 1819-3684 (Online)